Новость на Newsland: В картофельной Белоруссии выпускают 1500 наименований вина

В Белоруссии - «плодово-ягодный» бум. Дешевая бормотуха, которую здесь называют «бырла», уходит влет. Прикрывать ее производство Батька, известный своей строгостью, почему-то не спешит.

В небольшом городке Смиловичи Минской области, где живет всего 6 тысяч человек, сентябрьский трудовой полдень сопровождается у местных алконавтов радостным распитием коричневых жидкостей прямо на крыльце привокзального магазина - чтобы за добавкой далеко бегать не приходилось. Многие из распивающих - в строительной униформе, а это значит, что указ Лукашенко - не продавать в будние дни алкоголь людям в спецодежде, здесь мало кого волнует.

Корреспондент «СП» поинтересовался у продавщицы, по какому поводу среди месяца массовая пьянка? «Так материальную же помощь выдали, 500 тысяч «на картошку» (в связи с ростом курса доллара Батька распорядился оказать единовременную материальную помощь в размере 500 000 Br (2 000 RUB) бюджетникам и социально незащищенным категориям граждан - авт.), теперь неделю будут пропивать эту «картошку», 10 ящиков «чернила» за день выгребают», - отвечает женщина.

В магазин заходят очередные покупатели из разряда «дайте пять бутылок и конфетку», совещаются у прилавка - что лучше брать: «Лучистую радость» или «Задорное». В итоге покупают и то, и другое. В ассортименте еще «Неверная», «Черная Богиня», «Дневной каприз», «Ягодный флирт», «Аромат мяты», «Пролетарское», «Танец огня»...

Если во Франции, которая считается родиной вина, выпускается около 100 его сортов, то Беларусь на такие мелочи не разменивается - целых 1500 наименований «чернила» производится в крохотной республике - эту цифру зарегестрировал Белгоспищепром. Бутылка суррогата крепостью 15-18% стоит от 3000 до 9000 Br (10 - 40 RUB), что значительно выгоднее для злоупотребляющих, чем водка, стоимость которой начинается от 15 000 (60 RUB) за бутылку 0,5 литра.

Напитки богов. Опустившихся

Белорусские «чернила» в республике уже перешли в разряд искусства и народного фольклора - вполне обеспеченные и совсем непьющие люди коллекционируют эти беспощадные произведения белорусской пищевой промышленности - за необычность названий и бесконечность вариаций. В коллекции минского бизнесмена Алексея Минакна - более 200 бутылок. «Натали», «Суданская роза», «Летняя забава», «Дворянское», «Мальвина», «Рогнеда», «Огни Парижа»: «Было время, когда я употреблял эти напитки сам - летом в старших классах родители отправляли гостить к бабушке в деревню. Парное молоко мы, 15-летние оболтусы, употребляли только днем, а к вечеру запасались парой-тройкой бутылок «чернила», очень доступного по цене. Нам его продавали без проблем, в деревне это обычная практика, когда внука отправляют за поллитровкой для деда. А когда вырос, «грушки-яблочки» заинтересовали меня с антропологической точки зрения. Во время походов в магазин всегда уделяю внимание полкам с «бырлом». В коллекции также есть иностранные экземпляры того же качества, привезенные из Польши - «Ленин» и «Один доллар».

Кстати, именно с присоединением к Евросоюзу Литвы и Польши соединенная Европа получила в ассортимент этот непривычный продукт - «плодово-ягодное крепленое». Здравоохранители Евросоюза требовали у поляков убрать слово «вино» с этикеток, потому что находящееся в бутылках пойло не соответствует никаким стандартам, к тому же - вредит здоровью. В итоге договорились на введение нового стандарта, и теперь на этикетках пишут «polish wine» - польское вино. И сейчас в соседней с Беларусью стране поклонников и производителей «чарла» совсем не меньше, несмотря на, вроде бы, более высокий уровень жизни. Названия тоже радуют глаз своей изящной замысловатостью - «Искушение», «Тещина ласка», «Отлёт», «Сон старосты», «Запретный плод».

В социальных сетях и на блог-платформах энтузиасты создают фан-клубы «недорогого и вкусного вина». В «Фейсбуке» всем ценителям предлагают сообщество «Вино плодовое», в котором коллекционеры делятся своими находками и новостями по теме любимого напитка, в живом журнале действует комьюнити charlo_by.

Рок-группа ZET посвятила ставшую хитом песню напитку, которому дал название белорусский национальный танец «Крыжачок» - только в случае с «плодово-выгодным» народ, а вслед за ним и музыканты, придумали еще и подзаголовок «Пляска смерти»: «Вот так я начал выпивать, себе по полной наливать. Займите люди, я отдам!».

Главный технолог вино-водочного завода, который расположен в Слуцком районе, рассказал, откуда берутся такие волнительные наименования вроде «Нежность», «Заговор монархов», «Услада»: «Названия придумываются на предприятии всеми сотрудниками. Открываем словари, примечаем красивые слова в фильмах, книгах... Бывает, читаешь, и - раз, глаз цепляется! - вроде бы гармоничное название для вина получится!».

На вопрос, какое отношение к президенту Беларуси имеет недавно выпущенное «чернило» с названием «Александр и Я», технолог ответить затруднился. Но патриотизм прослеживается явный - по совпадению, даже деревня, где родился Лукашенко, называется Александрия. Это не первое алкоголическое признание в любви к Батьке, уже существует целая линейка водочных настоек, которые продаются под общей маркой «Батькова» - привет российской «Путинке».

Пьянству - бой. Но не смертельный

На 1 января 2011 года в Минском регионе на наркологическом учете состояли около 48 тысяч человек, в том числе более 2,5 тысячи несовершеннолетних. В 2010 году свыше 940 хронических алкоголиков, в том числе 217 женщин, нарушающих общественный порядок и права других лиц, решением суда изолированы в лечебно-трудовые профилактории.

Смелый шаг по борьбе с пьянством совершило руководство Слуцкого района - с июня 2011 года напрочь запретило продавать в районе плодово-ягодных вина. Сначала запрет распространялся только на лето, но потом всем (кроме пьяниц) так понравилось, что вето решили не отменять вовсе.

Об опыте рассказывает заместитель председателя Слуцкого райисполкома по социальной сфере Петр Довгучиц: «Эксперимент показал, что больших положительных результатов ждать пока не приходится. Но, тем не менее, в магазинах стало меньше людей, склонных к употреблению плодово-ягодных вин. Мы, наверное, сберегли семьи, в которых эти вина приводили к рецидивам, приходилось детей отбирать у них. Неблагополучное население, у которого отобрали самый доступный алкоголь, стало задумываться - на что потратить деньги, на дорогую водку, или на еду. Пить стали меньше. Зато больше стали обращаться к наркологам и психиатрам, люди задумались о том, чтобы лечиться!».

С тем, что запрет на «чернила» имеет положительный эффект, согласны не все - за время действия запрета умножились обращения за медицинской помощью, рассказывает врач-нарколог Центральной районной больницы Слуцкого района Ольга Тарасова: «Количество обращающихся к нам увеличилось примерно на 50 человек в месяц, и «скорая помощь» выезжала намного чаще по поводу плохого самочувствия из-за злоупотребления алкоголем. Я думаю, что это связано с тем, что люди были вынуждены перейти с плодово-ягодных вин на более крепкие алкогольные напитки. Но отравлений алкоголем за эти месяцы стало намного меньше, может быть, всего одно или два было».

Продавец слуцкого магазина рассказала, что после запрета желающих выпить меньше не стало, просто теперь вместо «грушек-яблочек» люди покупают водку, и покупатели стали отчего-то более спокойными, возможно, потому что после бутылки водки за добавкой в магазин не побежишь, а, значит, пьяных в очереди к вино-водочному отделу стало меньше.

Алексей Зимин
Источник: svpressa.ru
Copyright © 2024 Дары Диониса и Аполлона . Алкоголь и Табак . All Right Reserved.
Powered By Joomla Perfect